«Яндекс.Доставка» для бизнеса: все плюсы и минусы

Совсем недавно мы узнали как компания «Яндекс» решила выйти на относительно новую для себя нишу досок объявлений и потеснить там «Авито» с «Юлой». Сегодня расскажу о том, как она облагородила жизнь таксистов и вооружила в минувшем 2020-м году российский бизнес быстрой и надежной доставкой. Именно о доставке для бизнеса мы и поговорим. Не столько о том, насколько она быстра и надежна, сколько о том, что скрывается под капотом данной услуги для отправителя товаров. Чтобы не следовать «тренду на извинения» и не защищать свою точку зрения в каких-либо инстанциях, сообщаю: весь материал, написанный далее — фантазия автора. Статья носит развлекательный характер, поэтому читать ее лучше под танцевальную музыку.

Что такое «Яндекс.Доставка»

Сразу определимся с терминами и определениями, точнее, сведем их к минимуму. Дело в том, что всевозможных вариаций слов с префиксом «Я» — здесь может быть очень много: от «Яндекс.Go» до «Яндекс.Логистики» (именно так обозначены тарифы для доставки товаров). Я буду использовать многие из них, но смысловая нагрузка остается неизменной и говорить мы будем о доставке товаров.

Итак, имея статус юридического лица, вы можете заключить договор либо на услугу корпоративного транспорта, который подразумевает перемещение тел ваших коллег и подчиненных за счет организации на «Яндекс.Такси», либо обойтись без излишеств и заключить договор на доставку товаров вашим клиентам. Это и будет «Яндекс.Доставкой». Правда тарифы для перевозки пассажиров в нем также будут доступны. Если у вас уже ранее был договор на корпоративную пассажирскую доставку — вас попросят заключить новый, в котором (скорее всего) описаны все аспекты ответственности за перевозимый товар и отсутствует необходимость отвечать за сохранность тел (и душ) ваших коллег по нелегкому бизнесу.

Сам процесс заключения договора происходит достаточно быстро и занимает 2-3 дня. После чего для вас станет доступен личный кабинет.

Личный кабинет Яндекс.Доставки для бизнеса

Раздел «Доставки на сегодня» позволяет вызвать не только легковой автомобиль для перевозки груза, но и более крупногабаритный транспорт. Практически все поля здесь обязательный для заполнения.

Расширенная форма создания заявки

Упрощенная форма — это наследие корпоративной доставки сотрудников. Расширенная форма непосредственно относится к курьерской доставке. Летом 2021 года личные кабинеты видоизменяются, по сути «Яндекс» решил разделить направления бизнеса и для доставки товаров будет доступна только расширенная форма.

Наверняка каждый первый сотрудник вашей компании получит легкое душевное расстройство при необходимости заполнения такой формы по 10-15 раз в день, с учетом того, что у него уже есть 100% занятость и он не имеет отношения к логистике. Не исключено, что при частом заполнении таких форм могут возникнуть обострения хронических заболеваний, либо декрет (как способ отправить заполнение таких форм в далекое путешествие). Но, как вы уже успели догадаться, это не точно.

Чем полезна «Яндекс.Доставка» для бизнеса

Как я уже упоминал ранее, доставка товаров «выстрелила» в 2020-м году по вполне понятным причинам.

Среди заявленных преимуществ можно выделить:

  • отсутствие необходимости содержания собственного штата курьеров
  • всегда есть свободные курьеры (время ожидания от 5 минут)
  • габариты доставляемых товаров: от пеших курьеров до грузового транспорта
  • безналичная оплата
  • стоимость доставки известна заранее
  • возможность приема оплаты заказа курьером (на момент написания статьи — только внедряется)
  • наличие личного кабинета (который частично уже рассмотрели ранее), отслеживание статуса доставки в режиме онлайн
  • покрытие: один договор действует во все городах присутствия «Яндекс.Go»
  • API и интеграции

Как обстоят дела на самом деле

Для начала пройдемся по заявленным выше преимуществам на предмет «ожидание — реальность»:

  • всегда есть свободные курьеры (время ожидания от 5 минут). Далеко не всегда это утверждение верно. Процесс поиска свободного курьера может занять время. После создания заявки поиск идет в течение 10-15 минут, в худшем случае — завершается со статусом «Свободных курьеров не найдено». После чего необходимо повторное создание заявки, соответственно и формы обозначенные выше придется заполнять заново.
  • стоимость доставки известна заранее. В идеальных условиях — все так, но реальность вносит свои корректировки. Дело в том, что существует опция  «платное ожидание». В задумке это работает так: курьер прибывает в точку А, ваши сотрудники не успели собрать и упаковать заказ, курьер ожидает 10 минут, после чего нажимает на кнопку в своем приложении и тогда начинается платное ожидание, стоимость которого зависит от конкретного города и которая в дальнейшем повлияет на окончательную стоимость доставки. В реальности же курьер может включить этот таймер просто гуляя по торговому центру, в котором находится точка А или Б. Контролировать этот момент крайне важно, но при этом похоже что личный кабинет максимально в этом не заинтересован, так как пометки вида «платное ожидание» вы не увидите ни в кабинете, ни в экселевских отчетах.
  • наличие личного кабинета. Да, личный кабинет есть, базовый функционал присутствует и работает. Однако отдельные моменты заставляют усомниться в его 100%-й готовности для использования. Кроме озвученных ранее моментов стоить упомянуть хорошую идею, детальной проработкой которой похоже никто не занимался. А именно — роли пользователей. Речь идет о разграничении прав: одного пользователя можно добавить с полными правами, другого — ограничить возможностью вызывать такси и не более того. Проблема состоит в том, что настройка прав не подразумевает основного: задать для пользователя тарифы, которыми тот сможет пользоваться. Как итог — ваши сотрудники вместо тарифа «Курьер» могут использовать тариф «Бизнес». Контролировать такие моменты, как и в случает с платным ожиданием — придется вам.
  • API и интеграции. Отличное решение для тех, кто прочувствовал на себе все недоработки личного кабинета, а также осознал необходимость автоматизации бизнес-процессов. Но, увы, и здесь все не так просто. До осени 2020-го года документация «Яндекс.Такси для бизнеса» представляла из себя кривой PDF-файл, содержащий список методов со скудным описанием, треть из которых попросту не работала. И это не шутка, при заключении договора присылали файл, в котором могли отсутствовать некоторые страницы, на других текст съезжал, строки — накладывались одна на другую. Далее ситуация несколько изменилась, появилась документация в читабельном виде. Однако работа через API также оставляет желать лучшего.
  • Пешие курьеры. По вашей заявке может прибыть не только целый автомобиль с водителем, но и пешеход, которому при этом почему-то будет присвоена модель автомобиля и гос. номер (будете видеть в личном кабинете). В отличии от «Яндекс.Еды», где курьер может быть оснащен велосипедом или самокатом — тут похоже, что курьеры только пешие и передвигаются на общественном транспорте. В данном вопросе автор статьи не «едет», а скорее — «плавает» потому любопытный читатель должен освоить его самостоятельно.
  • НДС. Этот момент не относится напрямую к сервису, но наверняка бдительные клиенты отметят несколько завышенный ценник на доставку в сравнении с тарифами для физических лиц. Причина проста. При заключении договора как юр. лицо в стоимость каждой доставки будет добавлен НДС.

Что не так с API «Яндекс.Доставки»

Итак, документация стала предоставляться в адекватном формате,  методы (в большей части) — заработали. Что же не так?

Преобразование адреса в координаты (геокодирование). Фактически использование API, как я уже упоминал ранее, подразумевается как альтернатива личному кабинету. Важный аспект: в личном кабинете на этапе заполнения адресов отправителя и получателя реализованы подсказки, которые исключают возможность ввода несуществующего адреса, также средствами Геокодера осуществляется преобразование адреса в географические координаты. Проблема состоит в том, что API «Доставки для Бизнеса» подразумевает, что подсказки при вводе адреса и геокодирование — это задача, которую клиент решает сам. В документации фигурируют координаты точек без указания того, каким образом вы их получите. Казалось бы: у вас есть продукт, который решает эту задачу, предоставьте бесплатный доступ для клиента, либо дайте хорошую скидку. Но, увы. Отдельный продукт — это отдельный прайс, который для малого и среднего бизнеса не по карману.

Кульминацией этого безобразия стала интеграция «Яндекс.Доставки» с CRM «Битрикс24». Для работы этой интеграции и решения задачи геокодирования клиент должен получить API-ключ Google Maps. И это не шутка: для использования одного из сервисов Яндекса — вам поможет Google.

Скриншот из официальной документации «Битрикс24»

На самом деле это очень похоже на приключения Биба и Боба, которые наконец-то наши друг друга друга. Кто из них кто — остается только догадываться и писать в комментариях.

Тестирование интеграции. В любых более-менее серьезных интеграциях, которые подразумевают, что получаемые сервисом данные важны, есть два режима работы: тестовый и «боевой». К таким сервисам можно отнести платежные системы и услуги  транспортных компаний. Суть проста: в тестовом режиме работы происходит отладка, если нет не решенных проблем и вопросов — происходит переключение в «боевой» режим. Такой сценарий работы вам предложит СДЭК, Сбербанк (прием оплат банковскими картами на сайте) и масса других компаний. Но только не «Яндекс.Доставка». Здесь свое особый взгляд на процесс интеграции: если вы крупный клиент — за вами закрепляется еще один менеджер, который профессионально подержит вас за руку поможет вам в работе с тестовой площадкой. Не сталкивался сам, но как я понял — его роль сводится к тому, что он будет менять статусы ваших заявок на тестовой площадке. Если же вы более мелкий клиент, то тестировать интеграцию вам придется в «боевых» условиях. Проще говоря, вызывайте курьера, готовьте коробочку с псевдо-заказом, которая поедет от вашего офиса на домашний адрес вашего коллеги. В процессе этой поездки — ищите ошибки и недочеты. Нашли? Вносите исправления и вызывайте нового курьера.

Когда я услышал об этом впервые — подумал, что это шутка. Но больше я смеялся когда мне доставляли несколько таких тестовых заказов, за которые, как ни странно, пришлось платить волне реальные деньги.

Информирование и внедрение. Для того, чтобы быть в курсе нововведений в API — необходимо время от времени просматривать документацию. Никакого информативного раздела, в котором можно было бы быстро ознакомиться с изменениями — не предусмотрено. Особо доставляют беседы с персональными менеджерами, которые сознаются в том, что у них существует ровно такая же проблема: нет оперативной информации об изменениях. Процесс внедрения также оставляет желать лучшего. Например, в документации может появиться новый метод, который по факту — не работает. После обращения в техническую поддержку и длительного ожидания — выясняется что несмотря на появление в документации, фактически метод будет внедрен и начнет работать для всех клиентов в течение 2-3 месяцев. И никакой конкретики и информирования здесь тоже не предусмотрено.

Техническая поддержка. Присутствует в виде переписки по e-mail, в виде телефонного диалога представлена общая линия поддержки, но ни одно ни другое в основной массе — проблем не решает. В данном пункте мы выйдем из границ разговоров про API и коснёмся всей поддержки в целом. И здесь сложно не сравнивать с поддержкой «Яндекс.Объявлений», где все вопросы решаются максимально быстро и в формате чата. Понятно, что продукты разные, но не покидает ощущение того, что в одном продукте поддержка информирована и старается решать проблемы, а в другом — теряется в собственном API, отвечает даже на простые вопросы, так скажем — не заинтересовано. Далеко за примером ходить не нужно. Несколько раз при обращении на телефонную линию поддержки я сталкивался с тем, что меня переводили от оператора к оператору 6-7 раз. Как это выглядит: вы попадаете на оператора, тот уточняет суть проблемы, вы излагаете ее максимально подробно (надеясь на решение), но в ответ получаете: «Сейчас я переведу вас на специалиста, который сможет вам помочь». И так повторяется снова и снова. Такой «карусели» и уровню планки отношения к клиенту позавидует даже «Авито».

Персональный менеджер решает проблемы?

Во-первых, стоит отметить текучку кадров на данной должности. Уверен, что мой опыт негативный и скорее исключение из правил (как и весь остальной материал данной статьи), но знакомства с новым менеджером у меня происходили 4 раза за год работы с сервисом. Причем первый сотрудник продержался около 5-ти месяцев, далее пошло ускорение смены кадров. Сложно сказать с чем это связано, мне хочется думать, что так работает карьерная лестница, которая в данном случае по своей скорости больше похожа на лифт.

Во-вторых: нет, менеджер мало чего решает. Фактически менеджер может прочитать вам то, что вы сами читать не стали. Выслушает жалобы. Позвонит и расскажет о нововведениях, которые случайно узнал были запланированы и кажется должны работать работают.

В общем, сложно назвать его совсем бесполезным, но и толку от него немного. Он собирает обратную связь, которая копится и, как вода, которая точит камень, со временем дает результаты. Не те, которые вы ожидали, но результаты.

Третье и последнее. Менеджер «Яндекс.Go» — натура творческая и свободолюбивая. Если быть точным, то почти всегда отсутствующая по контактному номеру телефона. Общая линия поддержки говорит, что «возможно находится на встрече», но мы то с вами... Верим. Конечно же верим, потому пишем на почту и ждем перезвона. Ожидание может растянуться на сутки или даже двое. Но, нам спешить уже некуда, ведь мы уже (простите за каламбур) — приехали.

Что общего между «Симпсонами» и «Яндекс Доставкой для Бизнеса»

Существует такое выражение: это уже было в «Симпсонах». Оно означает, что происходящие с вами события — не уникальны и почти наверняка были сюжетом одного из выпусков сериала. Кстати говоря, родился этот мем благодаря другому мультипликационному сериалу под названием «Южный Парк» (седьмой эпизод шестого сезона).

Начиная работу с «Яндекс.Доставкой» — просто помните об этом и не придавайте случающимся событиям слишком большого значения, так как сказано ранее — они не уникальны и если их пережило знаменитое семейство, то справитесь и вы.

Далее конечно же не примеры случаев с курьерами, а пересказ эпизодов мультфильма:

  • курьер забрал заказ, доехал до клиента, потребовал доплату от него. Не получил, уехал, позвонил отправителю и повторил свои требования. Снова получил отказ. Сообщил, что «будет возить товар 3 дня, а потом выбросит»
  • курьер забрал заказ на крупную сумму и больше не выходил на связь
  • нет свободного курьера для доставки заказа на протяжении 2 суток
  • доставка заказа заняла более двух часов, хотя поездка должна была занять около 20 минут
  • курьер оставил машину на платной парковке и требует от вас компенсации

Подведем итоги. Можно ли пользоваться «Яндекс.Go» для доставки товаров покупателям? Если вы задаетесь этим вопросом, то ответ — да, можно. При этом стоит быть готовым к целому ряду проблем, некоторые из них я озвучил, об остальных — известно только «Симпсонам», но скоро узнаете и вы. Существуют ли альтернативы? Безусловно. Если вам нем не требуется большой охват, то в одном-двух регионах вы без особого труда найдете другого перевозчика. О качестве работы таких альтернатив мне судить сложно, так как нет большого объема заказов для оценки. Но буду рад если вы поделитесь в комментариях своим опытом.

Опубликовано: 26 июля 2021 года, в рубрике «Интернет-коммерция».

Теги:

Оставить комментарий

5000
  Подписаться  
Уведомление о
Поблагодарить автора статьи
Зачем это нужно